Памятник затопленным кораблям

История

Затопление кораблей

Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов). 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших кораблей: фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна». После осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре — декабре дополнительно были затоплены корабль «Гавриил» и корвет «Пилад». В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи — на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды — было затоплено еще шесть судов: корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия», «Мидия». 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота.

Название

29 июля 1905 года в официальном сообщении о передаче монумента городу строительная комиссия обнародовала его первое название: «памятник затопления кораблей». А в следующем месяце начались переименования. 3 августа 1905 года Г. Ерошевич (Вр. и. д. Управляющего Канцелярией Великого князя Александра Михайловича) подписал документ № 3898, согласно которому: «Памятник затопления кораблей впредь именовать: „Местом заграждения Севастопольского фарватера“». В 1907 году исторический путеводитель по Севастополю опубликовал новое название монумента: «Памятник заграждения фарватера затопленными кораблями». Но и оно продержалось недолго. В путеводителе по Крыму 1914 года в описании Приморского бульвара уже упомянут «памятник затопленным кораблям». Позднее появлялись и другие варианты. Сейчас у монумента наиболее распространено название «Памятник затопленным кораблям».

Композиция

Монумент представляет из себя стоящую в море, в 23 метрах от набережной, искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается светло-серая диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители. Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла — щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца. База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, также как и орёл выполнены из бронзы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для загражденiя входа на рейдъ». На вершине скалы, с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом - изображено число «1854», на правом - «1855». На подпорной стене набережной напротив монумента установлены два якоря с затопленных кораблей. Раньше со стороны моря была закреплена выступающая из воды бронзовая мачта парусного корабля. Общая высота памятника — 16,7 м, высота колонны — 7,1 м, средний диаметр колонны — 0,95 м, размах крыльев орла — 2,67 м.

Дополнительная информация
цоколь — 15×15 м
основание монумента — 9×9 м
гранитная скала — 8,7 м
пьедестал — 4,1 м
барельеф — 0,50×0,75 м
утерянная мачта — 5,7 м

Символ города
С 12 февраля 1969 года монумент изображен на гербе Севастополя, а с 12 апреля 2000 года и на флаге.